+7 (800) 555-04-79

Отдел по продаже/аренде недвижимости

+90 533 825-84-49

Отдел по бронированию туров и отелей

ПРОМО-ТУР ПО НЕДВИЖИМОСТИ!

Успей забронировать ПРОМО-ТУР по НЕДВИЖИМОСТИ Кипра за 149 £ или БЕСПЛАТНО!

Акция только до 20 декабря!

Подробнее здесь!
Уникальный Тур по Северному Кипру! Подробнее здесь!
Форум

Присоединяйся к общению с русскими Киприотами

прямо сейчас!

All rights reserved @ 2013-2016
by ORANGE LIFE SOLUTIONS &
ANTEY TOUR

Мы знаем все
о Северном Кипре!

О кипре

Карагёз. Традиционный театр теней.

До сегодняшнего дня  историки не могут точно определить место и время происхождения этого театра. Одни предполагают, что он пришел в Центральную Азию из Китая и с острова Ява. Другие, что его родина Индия и его принесли с собой на Запад цыгане.

Название турецкого театра теней происходит от имени главного персонажа – «Карагёз» (Черноглазый), балагура и насмешника, в котором воплощены народный юмор и природная смекалка. Карагёз является морально устойчивым и благоразумным героем, всегда стоящим за каждым данным словом. Обычно он изображается с окладистой черной бородой, в кавуке (колпаке), он говорит простым, понятным зрителям языком, в отличие от другого персонажа – Хадживата, который олицетворяет аристократическую спесь и бахвальство.

Принято считать, что театр теней свое начало получил в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Знали это искусство в древности и кочевые народы Центральной Азии, и в Индии (о нем упоминается в индийском эпосе «Махабхарата»). Некоторые ученые склонны связывать происхождение театра теней с индийской традицией. Именно в большеголовом индийском острослове Видушаке они усматривали непосредственного прародителя турецкого Карагёза. Имя главного героя напоминает и греческого Карагиозиса. В Камбодже представления театра теней проходили во время религиозных праздников. Сильны его традиции на Цейлоне, в Индонезии, в Японии, в Китае, где он существовал уже в эпоху Тан (7-9 вв.).

Каждая страна имеет свою версию происхождения этого театра. Согласно египетским хроникам, имя турецкого Карагёза произошло от трансформированного имени визиря Карагуза, который состоял на службе у правителя Салах ад-Дина. Тупоумие визиря, по преданию, было настолько поразительным, что легло в основу анекдотов и пасквилей. «Слава» его достигла Константинополя и превратила его образ в персонаж театра теней. Преставления театра Карагёз имели злободневный характер, и возможно они стали продолжением старинной бедуинской традиции ежевечерних посиделок (макам) у костра, когда наиболее талантливые бедуины выступали с импровизациями в стихах.

Турецкие же легенды приписывают создание кукольного театра рабочему Карагёзу и надсмотрщику Хадживату — двум центральным героям кукольной комедии. Согласно легенде, оба были весельчаки, шутники и оба работали во время постройки Брусской мечети. Карагёз и Хадживат веселили рабочих, но своим неугомонным смехом мешали работе и в наказание по приказанию властей были казнены. Однажды султану, повествует легенда, взгрустнулось без веселых шуток Карагёза и его друга. Он потребовал, чтобы их привели. Задумались приближенные, — как быть? Они нашли выход, изобразив перед султаном наших весельчаков в виде кукол.

На первых порах театр теней использовался в арабских странах для представлений, в которых с философско-мистических позиций трактовались вопросы происхождения мира, сущности Бога и человеческого бытия. Тень уподоблялась душе, призванной из потустороннего мира. А роль медиума — посредника между живыми и мертвыми — выполнял кукловод. Интересен тот факт, что традиционные театральные представления были в немилости у мусульманского духовенства, но… против театра теней исламские теологи возражать не могли: все, созданное Аллахом, отбрасывает тень.

Если сопоставить скудные знания о изначальном устройстве турецкого театра теней с записками путешественников того времени, то можно реконструировать его устройство. Первоначально это был фонарь, вокруг горящего фитиля которого прикреплялись фигурки, вырезанные из бумаги. Воздух в фонаре нагревался и приводил фигурки в движение. В дальнейшем техника представлений изменилась.

Фигуры человечков, животных и предметов стали делать из разных материалов, в том числе из кожи, чаще верблюжьей, натянутой на каркас. Высота фигурок — от 20 до 100 см, глаза прорезаны. Называются такие фигуры «тасвир». Их приводят в движение с помощью палочек, прикрепленных к ним с обратной стороны. На фигуры подается освещение, и на белом экране мы можем наблюдать игру теней. Белый экран, на котором отражались тени фигур, называли зеркалом («айна»). Размеры экрана вначале составляли 2х2.5 м, позднее были уменьшены до 110х80 см. С внутренней стороны экрана находится деревянная подставка «пеш тахтасы», на которой размещаются используемые в представлении музыкальные инструменты: бубен, рожок.

Контраст в поведении этих двух персонажей вызывает у публики неподдельное веселье.Внешне Карагёза можно было отличить по большим глазам с черными зрачками («карагёз» по-турецки означает «черноглазый»). На голове у него шапка, которая постоянно сваливается, вызывая приступы смеха у зрителей. У него длинный нос и свернувшаяся в кольцо борода.  Его простонародная речь часто содержит критику власти и подчас полна двусмысленностей. У Хадживата вздернутая борода, он отличается образованностью, может цитировать поэтов и претендует на роль выходца из высших слоев общества.

Всего в турецком театре теней тридцать-сорок персонажей разной важности – мужчин и женщин. Они представляют разные типажи: от низших слоев общества до европейских джентльменов. Среди них представлены приезжие: плотник из Анатолии, житель черноморского побережья Кавказа, приехавший в Стамбул по морю, выходцы с Балкан, армяне и евреи. В нем также присутствуют разные сооружения: комнаты, общественные бани, сады и фонтаны и даже корабли.

Некоторые сюжеты этого театра передаются из поколения в поколение. О некоторых из них упоминает в своих трудах, относящихся к 17 веку Эвлия Челеби. В то же время каждое поколение актеров придумывало свои сюжеты или меняло старые, добавляя новые персонажи. Зачастую актеры начинали импровизацию, меняя по ходу пьесы сюжет.

Представление состояло из трех частей: пролога или вступления,   диалога, основной части с кратким заключением.  Это совсем не похоже на западные театральные пьесы, ведь все три части независимы друг от друга и по ходу представления в них могут появляться совершенно независимые друг от друга персонажи.  Кукловод мог решать по ходу представления кто  и как появится в следующий момент, ведь главным было вызвать смех у публики.

Фигуры для театра теней делались плоскими. Их изготавливали из  предварительно обработанных и высушенных  шкур быков или верблюдов,  вырезая с помощью специальной формы, сшивали, проделывали отверстия для ниток, которыми кукла приводилась в движение,  намазывали маслом и раскрашивали в разные цвета.

Импровизированный экран, который одновременно служил сценой, делался из хлопка и крепился к раме обычно размером  два на два с половиной метра, позади которого зажигалась масляная лампа. Она разворачивалась таким образом, чтобы рука кукловода оставалась в тени и не была заметна на экране.

У кукловодов обычно был помощник, который делал всю необходимую подготовку к представлению. По сути  его роль была главной. Он играл на тамбурине, пел песни, давал характеристику каждому персонажу и подавал необходимых по сюжету кукол кукловодам. В зависимости от сюжета в представлении могло участвовать до четырех кукловодов. Каждый из них мог говорить разными голосами и имитировать разные нюансы произношения, характерные для уроженцев тех или иных провинций.

Кукловоды, в свою очередь,  должны были помнить наизусть все сюжеты представляемых ими пьес, а их могло быть до 29, на каждую ночь месяца Рамадан.

Иностранцы, наблюдавшие представления театра теней выражали свое удивление тем, что кукловоды очень часто давали себе волю в критике властей. Для представителей тогдашнего Запада свобода слова на таких представлениях была просто немыслимой.

Современный театр Карагёз в Турции является едва ли не самым известным видом искусства, представлением можно насладиться в ресторанах, отелях и остальных местах скопления туристов. Кроме того, спектакли национального театра часто показывают по телевидению. Министерство культуры Турции и Центр по сохранению национальных традиций прилагают все возможные усилия, чтобы сохранить этот вид искусства, являющийся визитной карточкой страны.

Очень часто представления театра Карагёз можно увидеть и на Северном Кипре.

karagoz-cyprus1

karagoz-cyprus2